40432

Налоговая нагрузка: доходы равны, однако…

Узбекистан 29 май 21:43 117

Французский политик Жан-Баптисте Kолберт, внесший огромный вклад в повышение финансово-экономического потенциала Франции, о налоговой политике своей страны в свое время сказал: «Искусство налогообложения можно сравнить с выдергиванием перьев с живого гуся. Эту работу надо выполнять таким образом, чтобы гусь по возможности не чувствовал боли».

Возможно это сравнение немного грубовато, но в его основе лежит важная истина касательно налоговой политики. То есть, налоговая политика должна быть такой, чтобы от нее не страдали ни налогоплательщик, ни государственный бюджет.

Есть такой принцип, который направлен на то, чтобы законодательство о налогообложении было справедливым, стабильным и последовательным. Это принцип равенства налогоплательщиков. Его суть очень проста: при взимании налога проявлять равное и одинаковое отношение ко всем гражданам. Однако внедрение этого одобряемого всеми обыденного правила в налоговую практику остается одной из самых сложных задач.

В Узбекистане налоговая сфера также находится на пороге коренного реформирования. В такое время целесообразен критически-аналитический взгляд на соответствующие процедуры, изучение происхождения некоторых проблем, поиск путей их решения. По нашему мнению, есть две серьезные проблемы, которые должны быть решены в этой сфере. Первая — это когда лица с равными доходами согласно налоговому законодательству платят налоги в разном объеме, вторая — когда лица с различными доходами платят налоги в одинаковом размере.

Далее мы более подробно обсудим эти вопросы и пути их решения.

Критерии горизонтального и вертикального равенства

В налоговой сфере имеются два своеобразных критерия обеспечения равенства: горизонтальное равенство и вертикальное равенство.

Горизонтальное равенство означает необходимость уплаты налога одинакового размера лицами, получающими одинаковый доход. Другими словами, если у двух лиц полученные в определенный период доходы одинаковы и если нет оснований для разного налогообложения данных доходов, то независимо от источников получения этих средств, с них должен взиматься налог в одинаковом объеме.

Представим, один гражданин А, работая учителем в месяц получает 2 миллиона сумов. Его сосед — гражданин Б также в аналогичный период, занимаясь индивидуальным предпринимательством, получил 2 миллиона сумов прибыли. Согласно критерию горизонтального равенства, независимо от того, что у одного из граждан доходом является заработная плата, у второго — прибыль от предпринимательства, они должны платить налог одинакового размера со своих доходов.

Логика этого критерия проста и опирается на равенство объема доходов налогоплательщиков. После уплаты подоходного налога в их распоряжении остаются средства в равном количестве. Таким образом в соответствующем законодательстве отражается то, что оно объективно (нейтрально) относится к обеим налогоплательщикам, не нарушает их равенства.

Если вдруг гражданин А узнает о том, что его сосед – гражданин Б платит меньше чем он подоходного налога или вообще не платит, то естественно могут возникнуть справедливые вопросы: «Почему мой сосед платит меньше налогов, хотя у нас одинаковый доход? Почему основной груз налогового бремени должен ложиться на мои плечи?». Такое положение дел, то есть нарушение принципа горизонтального равенства, уменьшает у граждан чувство послушания налоговому законодательству, при этом они по возможности стремятся обойти закон.

Критерий вертикального равенства дополняет понятие горизонтального равенства. В соответствии с ним, если между размером доходов физических лиц есть разница, то и между взимаемыми с них налогами должно быть соответствующее различие. Данный принцип означает, что с ростом дохода лица также возрастает и размер налога. В случае если при сохранении месячного дохода гражданина А в размере 2 миллионов сумов, у гражданина Б доход увеличивается до 5 миллионов сумов, то теперь средняя налоговая нагрузка на доходы гражданина Б должны быть больше размера налога, получаемого с дохода гражданина А.

Например, если средняя налоговая нагрузка на зарплату гражданина А составляет 15 процентов, то средняя налоговая нагрузка на доход гражданина Б должна быть на уровне 16 процентов или более. В настоящее время в налоговой практике нашей страны доходы, получаемые за счет уплаты труда, то есть заработной платы, облагаются налогом на основе принципа вертикального равенства(таблица 1).

В принципе вертикального равенства отражено то, что с увеличением дохода физического лица также возрастает и его платежеспособность, таким образом, соответственно, усиливается и их финансовая ответственность перед обществом.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время очень много государств, особенно развитых стран, которые управляют свою экономику на основе рыночной системы. У нее есть ряд преимуществ относительно плановой экономики: конкуренция, эффективность, баланс спроса и предложения, последовательный экономический рост и др. Однако имеются и негативные стороны рыночной экономики, и самое главное, это постепенное накопление одной малой части капитала у населения, появление экономического и социального неравенства в обществе.

Большинство развитых государств стремятся остроту данной проблемы смягчить с помощью налоговой политики — облагать налогами доходы физических лиц на основе возрастающих ставок. При этом первоначальная часть годового дохода граждан облагается налогом по низкой ставке или полностью освобождается от налога. В 2018 году доля освобожденных от налога доходов в Канаде составила 11.809 долларов, в Германии – 8.820 евро, в Великобритании – 5.000 фунтов стерлингов. В данных государствах принимаются такие меры для повышения нуждающихся слоев населения на уровень среднего класса.

В то же время с ростом дохода лица соответственно увеличивается и средний размер налога. В Канаде, исходя из доходов физических лиц, облагаются налогом на основе шкалы растущей ставки от 0 до 33 процентов, в Германии — от 14 до 45 процентов, в США – от 10 до 37 процентов, в Китае – от 3 до 45 процентов, в Южной Корее — от 6 до 40 процентов, в Турции – от 15 до 35 процентов.

Почему не равны налоговые ставки? 

Скажем, месячный доход каждого из ваших 4 знакомых составляет 4 миллиона сумов. Однако они получают деньги из различных источников. Например, гражданин А — в виде зарплаты, гражданин Б – от предпринимательской деятельности, гражданин C – посредством предоставления имущества в аренду, гражданин Д – за счет процентов долга или дивидендов (дивиденд — прибыль, получаемая периодически лицом от дохода предприятия в форме своей доли за счет вложенных им в предприятие инвестиций).

В нашей стране каждый из упомянутых видов дохода облагается налогом на основе своеобразных методов и ставок. Например, если доход от ежемесячной выплаты платы за труд (то есть, доход гражданина А).

Налогообложение доходов граждан по различным методам и ставкам, указанным в таблице №2, может привести к следующим проблемам:

Преимущества одного вида дохода относительно второго. Выше мы рассмотрели размер налогов, уплачиваемых с 4 миллионов сумов. А объем налогов относительно одинакового размера дохода и объем дохода, остающегося в распоряжении граждан после взимания налога, можно видеть в таблице №3.

Становится очевидным, что налоговая нагрузка гражданина А и Б в 2-4 раза больше относительно гражданина C и Д. К этому еще не добавлены взносы. Между тем, согласно принципу горизонтального равенства, если объем доходов лиц до налога равен, то должны быть равными и размеры доходов, остающихся после взимания с них налога.

Итак, возникает вопрос, на каком основании относительно данных видов дохода применяются различные налоговые ставки. Ибо, по сути, нет легко получаемого дохода. Так как, даже лицо, которое получает доход от аренды, процента за долг или дивиденды, когда то приобрел это имущество или средства, теперь получает с них экономическую прибыль. Наконец, все граждане одинаково пользуются созданных в стране за счет налоговых платежей богатствами, скажем, дорогами, мостами, бесплатной медицинской службой и системой образования. Следовательно, почему к равноценным доходам должны применяться разные налоги? Какова логика?

Вопрос в том, что причины появления такого неравенства кроется в налоговом законодательстве. С точки зрения налога, почему то один вид дохода признается преимущественным по сравнению со вторым. Следует отметить, что в этой связи речь идет не о неравенстве между нелегально и легально работающими, а об официальном неравенстве в нормативных актах.

Об авторе: Вохид Уринов окончил Ташкентский государственный юридический университет и Франкфуртский университет. Удостоен степени доктора налогового права университета McGill (doctor of law/PhD) и с 2015 года является профессором юридического факультета Университета Brunswick (Канада). Преподает студентам по таким дисциплинам, как налогообложение физических лиц (personal taxation), налогообложение корпораций (сorporate taxation), международные налоги (international taxation), корпоративное право (corporate law), право корпоративного финансирования (corporate finance). Уринов в 2013 году награжден премией «Подготовка профессоров будущего» юридического факультета Университета McGill. В 2017 году был удостоен премии «Лучший преподаватель года», учрежденной юридическим факультетом Университета Brunswick.

Вохид Уринов, Доктор юридических наук (DCL, налоговое право), Профессор Университета Нью-Брансвик (Канада). 

Изоҳ билдириш